Пренатальное воспитание

Содержание

Дородовое воспитание: ждем и обучаем

Пренатальное воспитание

Для начала – разберемся с терминологией. Педагогикой называют науку об обучении и воспитании человека. Термин «пренатальный»  (от лат. «prae» – перед и «natalis» – относящийся к рождению) – означает предродовой. Простыми словами, пренатальная педагогика – это воспитание до рождения.

На просторах всемирной сети мы можем встретить разные определения  пренатальной педагогики –  все зависит от того, какой подход применяют в своей работе те или иные специалисты в данном направлении.

Одни говорят о пренатальной педагогике  как о комплексе методов воздействия на будущего малыша. Они стремятся сформировать у крохи определенные личностные качества и способности, оптимизировать его внутриутробное развитие, заложить в малыше некий потенциал, который он смог бы развить в будущем.

 Иные видят пренатальную педагогику способом налаживания контакта между будущей мамой (или будущими родителями) и ребенком, методом формирования тонкой эмоциональной взаимосвязи между ними. Ведь то, что будущий кроха способен воспринимать окружающий мир задолго до рождения, известно давно – свидетельства этому находят в обычаях многих культур.

Это и древнекитайский церемониал «знакомства» отца с будущим малышом на ранних сроках беременности жены, и японские общины для будущих мам, и ритуальные африканские песни и танцы, которыми сопровождалось «интересное положение» женщины.

Такие разные, местами наивные, эти традиции базировались на понимании важности постоянного контакта родителей с будущим ребенком, на положительных эмоциях, передающихся крохе во время общения с ним.

Источник фото: detochka.info

Мнение сторонников

Считается, что предпосылкой к возникновению направления пренатальной педагогики является важный момент, обнаруженный учеными – мозг новорожденного крохи имеет определенную часть атрофированных нейронов.  Специалисты допустили, что это происходит из-за невостребованности нервных клеток в период внутриутробного развития плода.

Предполагали также, что количеством нервных клеток определяется уровень интеллекта и психической зрелости ребенка. А поскольку на тот момент ученые уже знали, что на определенном сроке беременности плод слышит и воспринимает все, что происходит вокруг него, было предложено применять воспитательные методы для стимуляции его мозга.

 

Одним из них стал метод звуковой стимуляции плода под названием «Сонатал» (особый цикл песен для будущего ребенка). Он был разработан в 1983 году и апробирован в разных медицинских учреждениях России.

В ходе исследования сформировали две группы наблюдаемых – группу пренатального воспитания и контрольную группу. По его результатам было видно – музыкальная стимуляция развития ребенка в дородовом периоде имеет положительное влияние на его здоровье и развитие.

В частности по группе пренатального воспитания, в сравнении с детьми из контрольной группы, отметили:

  • более высокие показатели состояния здоровья новорожденных при выписке из роддома;
  • опережение сверстников в развитии по основным психомоторным реакциям на 1 месяц для детей до года;
  • более низкий уровень заболеваемости малышей в возрасте до шести месяцев (в 2,5 раза);

Осложненные беременности в группе пренатального воспитания (по сравнению с контрольной группой) наблюдались в 2,5 раза реже, а роды без патологий – в 4,5 раза чаще.

Будущие мамы, принимавшие участие в исследовании, отмечали очень тесную взаимосвязь с крохой и преобладание положительного настроя. Во время беременности они меньше болели, после родов – более длительно сохраняли лактацию. Также было отмечено снижение  младенческой смертности.

Взгляды противников

Часть специалистов в области дородового воспитания скептически отзываются о правдивости данной гипотезы и подобных методах воздействия на плод, считая результаты их эффективности чем-то мифическим. Их аргументы достаточно просты:

  • запрограммированная гибель клеток в период внутриутробного развития – закономерный этап биологического процесса развития тканей;
  • прямая зависимость уровня интеллекта от количества нервных клеток мозга не подтверждена научно;
  • возможность плода воспринимать звуки, запахи и различные сигналы – лишь стадия созревания органов его чувств;
  • способность к анализу информации в коре головного мозга (основной этап процесса обучения человека) возникает у малыша только после его появления на свет;
  • функциональная незрелость ребенка после рождения заложена природой, и ему еще предстоит долгий и интенсивный путь развития всех органов и систем.

Специалисты считают, что нельзя рассматривать будущего ребенка отдельно от мамы – ведь в процессе беременности они составляют единую «систему».

А любое воздействие на беременную должно иметь веские основания, базироваться на прочных знаниях, методы влияния – должны быть научно обоснованными, безвредными для женщины и плода.

Вывод специалистов: тех впечатлений, которые ребенок получает в материнской утробе, для него вполне достаточно, и любое излишнее влияние только дополнительно напряжет его нервную систему.

Существует также мнение, что воспитывать человека до его рождения – процесс бессмысленный, так как природой уже обеспечены все условия для полноценного развития плода.

Источник фото: bfit.kiev.ua

Кого воспитываем?

Специалисты по пренатальной педагогике утверждают, что некоторые будущие мамы могут обходиться без их помощи – обычно это те беременные, которые с любовью вынашивают кроху и, опираясь на подсознательный опыт, легко общаются с ним, самостоятельно отслеживают его поведение и реакции. Однако есть женщины, которые в силу определенных обстоятельств не освоили соответствующую модель материнского поведения. И даже если ребенок желанный – они иногда теряются в том, как себя надо вести с будущим крохой, поэтому требуют грамотных подсказок и квалифицированной поддержки.

Помимо мягкого подведения женщины к будущему материнству, пренатальная педагогика уделяет внимание беременной паре в целом, ставя перед собой задачу, подготовить супругов к осознанному родительству. Она учит их воспринимать будущего кроху как личность, понимать свою роль родителей, позитивно мыслить и развиваться, помогает избавляться от страхов и негатива, позволяет паре сблизиться.

Мамина школа

От того, как проходит беременность, во многом зависит здоровье будущего ребенка. На протяжении этого удивительного периода между мамой и крохой в утробе устанавливается тонкая и невидимая, но такая важная взаимосвязь – малыш очень тонко ощущает все, чем живет мама.

Президент Французской национальной ассоциации дородового воспитания Андрэ Бертин утверждает: «Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод.

Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода».

Насколько противоречивыми бы ни были научные данные, которые заложены в основу теории дородового воспитания, все ее сторонники согласны с утверждением – пренатальный период имеет влияние на способности и уровень развития будущего малыша. Поэтому к выбору метода дородового воспитания родителям надо подходить ответственно.

Одно дело, если речь идет о методиках, основанных на воздействии на плод исключительно через положительные эмоции, переживаемые мамой – когда она слушает музыку, поэзию, разговаривает с малышом, обеспечивает ему физический контакт через прикосновения и поглаживания, приобщается к творчеству, созерцает природу и все прекрасное вокруг себя, заботится о своем здоровье. И совсем другое – если родители обращаются к авторским методикам, которые базируются на недоказанных до конца гипотезах и предполагают определенное воздействие на будущего малыша. Такое вмешательство может быть не только бесполезным, но и опасным для женщины и плода.

Источник фото: raut.ru

С целью гармоничного развития крохи, начиная с самых ранних сроков беременности, родители могут:

  • осуществлять физический контакт с будущим малышом – так он будет «чувствовать» маму и папу, реагировать на их прикосновения и поглаживания, успокаиваться;
  • общаться с крохой – пусть ребенок не поймет смысл слов, но по интонации родителей он будет чувствовать их тепло и заботу, а после рождения – узнает такие родные голоса;
  • слушать музыку (классическую, мелодии из специальных подборок, рекомендованных будущим мамам – любую), и прислушиваться к реакции малыша на нее;
  • заниматься музыкой или своим хобби (рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, квиллинг и т.п.), посещать театры, выставки и концерты – делать все то, что дарит положительные эмоции и правильный настрой.

Что еще может сделать будущая мама (или «беременная» пара), если ей интересна пренатальная педагогика? Чтобы более подробно ознакомиться с данным направлением, сформировать собственное мнение о нем, почерпнуть информацию о различных методиках дородового воспитания – можно почитать тематическую литературу, взяв на заметку, к примеру, небольшую подборку книг от Prostobaby.com.ua:

  • Андрэ Бертин А. «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях»
  • Омраам Микаэль Айванхов. «Воспитание, начинающееся до рождения»
  • Томас Верни «Тайная жизнь ребенка до рождения»
  • Дэвид Чемберлен «Разум вашего новорожденного ребенка»
  • Наталья Волкова «Уникальная методика дородового воспитания»
  • М.Л. Лазарев «Мамалыш. Рождение до рождения»
  • Вера Павловская «Важность пренатального и перинатального периода в развитии полноценной, гармоничной личности»
  • Ж. В. Цареградская «Ребенок от зачатия до года»
  • Ольга Будина «Дневник Ольги Будиной. Говорящая беременность»

Полезным в этом плане также может быть посещение курсов для беременных, школ для будущих родителей, которые в программах своих занятий частично используют элементы пренатальной педагогики.

Каков бы ни был выбор родителей, важно помнить: контакт с будущим крохой нужно устанавливать и поддерживать еще до его рождения, а на протяжении всех месяцев ожидания – надо окружать будущую маму вниманием, заботой и позитивом, чтобы малыш рос и развивался в любви.

Источник: http://www.prostobaby.com.ua/ya_mama/stati/dorodovoe_vospitanie_zhdem_i_obuchaem

Методики пренатального воспитания: за и против

Пренатальное воспитание

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук и писатель Томас Верни много лет занимается вопросами дородового воспитания. Он преподавал в Гарварде, университете Торонто, Йоркском университете.

Читает лекции и ведет семинары по пренатальной и перинатальной психологии и психотерапии в Канаде, Соединенных Штатах, Европе, Южной Америке.

Одна из его книг, написанная в 1981 году,  «Тайная жизнь ребёнка до рождения» о том, что подготовить ребёнка к счастливой, здоровой жизни можно ещё до его рождения.

О методике

Методика Томаса Верни направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления будущей матери. В результате чегоснижается поступление к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Система пренатального развития BabyРlus

Доктор Брент Логан – создатель системы пренатального развития «BabyPlus» и один из основателей пренатального обучения в США. Логан был первооткрывателем дородового обучения в Пренатальном Институте г.

Сиэтла (США), которым он руководил на протяжении многих лет.

Его статьи по данной теме были опубликованы в передовых научных изданиях, а более широкой аудитории его работы и открытия стали известны благодаря многочисленным упоминаниям в СМИ.

О системе

Прибор BabyРlus представляет собой аудиоустройство, имитирующее сердцебиение матери. Это устройство содержит 16 звуковых программ-уроков, которые необходимо воспроизводить по определённому алгоритму.

“Mozart effect” (Эффект Моцарта) и устройство Ritmo

Концепция «Эффекта Моцарта» была сформулирована французским исследователем Альфредом А. Томатисом в его работе 1991 года «Почему Моцарт?». Он использовал творчество Моцарта в своих медицинских исследованиях и убедился в том, что музыка Моцарта благотворно воздействует на развитие человеческого мозга и помогает в реабилитации при его заболеваниях.

Главным популяризатором идеи «Эффекта Моцарта» стал  писатель и предприниматель Дон Кэмпбелл, в прошлом музыкальный критик. В 1988 году Кэмпбелл основал Институт Музыки, Здоровья и Образования.

Кэмпбелл является автором 18 книг, из них широко известны бестселлеры «Эффект Моцарта» (1997) и «Эффект Моцарта для детей» (1999), которые были переведены на 15 языков и получили большое международное признание.

В книге «Эффект Моцарта для детей» Кэмпбелл рассказывает о благотворном влиянии музыки на здоровье плода и поведение ребёнка после рождения.

О ritmo

Устройство “Ritmo”, основанное на «Эффекте Моцарта», разработала компания Nuvo. Это поддерживающий пояс, который является одновременно системой внутриутробной передачи звука. Устройство работает от любого современного музыкального воспроизводителя (mp3 плеер, iPod, iPhone и др.).

Методика Ван Де Карра

Один из первооткрывателей пренатального обучения доктор Рене Ван де Карр более 20 лет назад основал Пренатальный университет в Хейворде (штат Калифорния, США).  Доктор достиг определенных результатов в области дородового обучения.

Методы

Стимуляция мозга плода с помощью «перестукивания». Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко и отчетливо произносить слова, поощряющие активность ребенка.

Оказалось, что новорожденные, обучавшиеся по такой программе, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями по сравнению с теми, кто не прошел данную программу.

Этот же способ стимуляции мозга малыша применяется через картонный рупор, прикладываемый к животу беременной.

Рене Ван де Карр считает, что это очень благоприятно сказывается на дальнейшем развитии умственных способностей ребенка.

Методика СОНАТАЛ. Пояс «Маматоник»

В 1984 году профессором и доктором медицинских наук М.Л. Лазаревым была открыта первая в России школа пренатального обучения. Профессор Лазарев является автором метода музыкального развития плода «Сонатал» — музыка рождения (от лат. sonus — звук, natal – рождённый)

О методике

По данной методике будущая мама общается с еще не рожденным ребенком  — «мамалышом» (термин автора) при помощи пения, осознанных прикосновений и движений.

Автор указывает: «Данный когнитивно-соматический комплекс активно способствует возникновению межнейрональных связей, формированию пренатального ядра его личности, готовит к естественным родам, настраивает на грудное вскармливание.

При этом происходит  отработка сценариев поведения ребенка после его рождения»[1].  Метод одобрен Минздравом РФ с 1996 года. 

Особенно автор отмечает пение. Пение мамы существенно улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем плода.  Как утверждает профессор Лазарев, «в процессе пения у будущей матери гармонизируется работа плаценты, кровообращение в ней.

Хорошее кровоснабжение всего организма и своевременное обильное насыщение кислородом и питанием способствует отличному развитию и зрелости всех тканей и систем.

Вибрации материнского голоса и определённые ритмы композиций однозначно позитивно влияют на протекание биохимических процессов в клетках малыша и способствуют гомеостазу (поддержанию жизненноважного равновесия внутри организма)». По мнению профессора М.Л. Лазарева не все песни одинаково влияют на плод.

Он рекомендует петь специально написанные для пренатального воспитания песни, связанные с различными процессами в развитии плода. Это «ритмы дня», звуко-дыхательные упражнения, песни из цикла «музыка движения», «музыка воды» и, естественно, колыбельные. 

Специалистами СОНАТАЛ был изобретен специальный звуковой (или музыкальный) пояс «Мамотоник». Начиная со второго триместра беременности, малыш может сам воспроизводить музыку, нажимая на переднюю брюшную стенку, на которой находится музыкальный пояс, соединенный с электронными датчиками.

Преимущества пренатального воспитания: за и против

Базовое понимание преимуществ дородового воспитания – это налаживание контакта и установка эмоциональной связи между мамой и ребенком еще до родов. 

Есть специалисты, которые уверяют, что малыш, прошедший  дородовое обучение, будет меньше плакать после рождения, сможет хорошо ориентироваться в пространстве и дольше концентрировать внимание, раньше сверстников –встанет, пойдёт, заговорит. Также существует мнение, что дородовое обучение может принести огромную пользу и маме, – оно способствует менее болезненным схваткам и большему количеству родов без осложнений.  

«ПРОТИВ»

Однако, многие специалисты по детскому развитию относятся к таким заявлениям сдержанно и призывают осторожно относиться к смелым заявлениям производителей устройств пренатального развития (BabyPlus, Ritmo). Оценить эффект любого из этих устройств очень сложно, ведь после рождения будет уже невозможно проверить, родился бы Ваш малыш менее умным и спокойным без их использования или наоборот. 

Есть и более тревожные исследования, которые подвергают сомнению теорию «Пренатальной эволюции» (обосновывающей пренатальное воспитание). Результаты исследований в США, опубликованные в Журнале Американского Медицинского Общества, указывают на то, что избыток нейронов в префронтальной коре головного мозга может стать причиной аутизма*.

ВЫВОД

Если Вы решили прибегнуть к одной из методик пренатального воспитания, мы советуем придерживаться принципа умеренности и естественности. Подбирайте ту методику, которая вызывает положительную реакцию у мамы и будущего малыша. 

Источник: https://www.nutriclub.ru/pregnancy/babys-development/prenatal-education-methods.html

Пренатальное воспитание, психодогия беременности, обучение до рождения

Пренатальное воспитание

На сегодняшний день существует такое направление занятий с беременными женщинами, как пренатальное (дородовое) воспитание, или обучение.

Что это такое и зачем оно нужно? Надо сказать, что почти все курсы, проводящие занятия с беременными, тем или иным образом занимаются этим самым пренатальным воспитанием, однако их понимание этого термина и, соответственно, подход к занятиям с беременными женщинами и методики, применяемые на этих занятиях, очень различны. Мы понимаем, как непросто разобраться в этих подходах. Насколько полезны и безопасны предлагаемые методики? Подходят ли они всем без исключения? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы собрали за нашим виртуальным круглым столом представителей тех курсов, которые занимаются пренатальным обучением, а также наших экспертов, которые комментируют как идею дородового воздействия в целом, так и отдельные методики.

Михаил Львович ЛАЗАРЕВ, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ, кандидат психологических наук, доктор медицинских наук, профессор:

Исторические и теоретические предпосылки возникновения методов пренатального образования и оздоровления

Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода.

С другой стороны, существовала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка.

В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

С конца семидесятых годов появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание.

Метод «Сонатал»

Разрабатывая методы раннего воздействия на организм ребенка, мы, прежде всего, старались ответить вопрос, какую наиболее общую и наиболее актуальную проблему мы решаем при этом воздействии. Такой проблемой, с нашей точки зрения, является проблема функциональной незрелости ребенка.

Почему мозг ребенка к рождению утрачивает более половины своих нейронов? Ведь, насколько нам известно, все, что не востребовано в деятельности, постепенно атрофируется. При этом известно, что количество нейронов напрямую связано с уровнем интеллекта и общим уровнем функционирования организма.

Более чем 20-летний опыт работы в этом направлении позволил разработать теорию, названную нами теорией пренатальной эволюции.

Суть этой теории сводится к тому, что избыток нейронов в пренатальный период представляет собой эволюционный резерв, который позволяет человеку и человечеству в целом адаптироваться к тому потоку информации, который с ростом цивилизации предъявляет все более высокие требования к интеллекту.

Недостаток сенсорного притока в пренатальном онтогенезе и является основной причиной функциональной незрелости ребенка раннего возраста.

В дальнейшем незрелый организм ребенка попадает в условия неблагоприятной образовательной среды, депрессирующей психо-эмоциональную сферу, а также двигательную, дыхательную вокально-речевую функции. Это способствует нарушению межфункционального развития, к психическим и физическим заболеваниям, к психофизиологическим зависимостям, прежде всего наркомании, асоциальным формам поведения.

Сказанное подводит нас к одному из основных положений теории пренатальной эволюции, которое звучит так: процесс получения плодом звуковой информации должен сопровождаться развитием других функций, прежде всего двигательной.

Информация, полученная им, не просто запоминается нейронами, как это происходит после рождения. Она в прямом смысле слова лепит сами нейронные клетки. Отсюда еще одно важное положение: пренатальный опыт плода становится основой его личности, на которую должно опираться все последующее образование.

На базе основных положений теории пренатальной эволюции нами была разработана и сформулирована концепция пренатально-ориентированного образования, при реализации которой учитываются стадии формирования интеллекта ребенка пренатального, раннего и дошкольного возраста, названного интеллектом развития.

Отвечая на следующий вопрос исследования о том, чем можно простимулировать пренатальный мозг, чтобы оптимизировать его функцию, мы посчитали, что такая стимуляция может быть обеспечена за счет увеличения информационного (сенсорного) притока. Информационный поток должен быть звуковым.

Известно, что с 8 — 18 недели внутриутробной жизни мозг плода стремительно продуцирует миллиарды нейронов, которые после этого периода лишь дифференцируются, создавая межнейрональные связи. Следовательно, период с 19 по 40 неделю беременности и должен быть тем уникальным периодом, когда мозг плода либо сохранит большую часть спродуцированных природой нейронов, либо утратит их навсегда.

Можно ли обеспечить механизм подключения к процессу усвоения плодом звуковой информации других функций, прежде всего двигательной? Оказалось, можно. Пассивно – через двигательную активность матери, с помощью специальных упражнений, сопровождающих звуковую информацию. А можно ли сделать этот процесс активным? И это оказалось возможным.

Для этого нами был изобретен специальный звуковой (или музыкальный) пояс, который позволяет плоду, начиная со второго триместра беременности, при определенной силе собственных толчков получать музыкальные звуки, и даже собственными усилиями включать ту или иную музыкальную программу.

Ребенок нажимает на переднюю брюшную стенку, на которой находится музыкальный пояс, связанный с электронными датчиками, и таким образом имеет возможность играть музыку.

В 1983 году нами был разработан метод кардио-сенсорной регуляции раннего онтогенеза. В основу метода была положена межфункциональная гимнастика, сопровождаемая процессом вызревания эмоциональных реакций. Главным системообразующим фактором этой регуляции явилась музыка, осуществляемая сначала через вокально-речевую деятельность беременной женщины.

Метод был назван «Сонатал», от латинского sonus — звук, и natal — рождение.

Этот метод прежде всего направлен на формирование пренатального ядра личности ребенка. При этом решаются задачи оптимизации психического и физического здоровья единого организма «мать – плод».

Беременная поет в определенное время дня специально написанные песни, связанные с различными процессами в развитии плода. Это «ритмы дня», звуко-дыхательные упражнения, песни из цикла «музыка движения», «музыка воды» и, естественно, колыбельные. Цикл песен для будущего ребенка, которые после рождения он будет повторять с помощью мамы, состоит из 240 песен.

Источник: https://pregnancycalendar.ru/biblioteka/prenatalnoe_vospitanie/obuchenie_do_rozhdeniya/

Что нужно знать будущим родителям о пренатальной педагогике и дородовом воспитании

Пренатальное воспитание

Жизнь становится все быстрее, воспитание и обучение детей начинаются все раньше – вот одна из примет нашего времени.

Современные родители как никогда увлечены самыми разнообразными методиками раннего развития: мы учим детей читать с 2 лет, с 3-х лет начинаем изучать английский и т.п.

Ученые пошли еще дальше, они настойчиво предлагают начинать обучение детей в утробе матери. Появилась специальная наука о дородовом обучении и воспитании детей – пренатальная педагогика.

«Пренатальная педагогика – это мода или необходимость? Что нужно знать будущим родителям о пренатальной педагогике?» – вопросы, на которые мы постараемся сегодня ответить.

Из истории пренатальной педагогики

Пришли отец и мать к мудрецу и спрашивают:- Нашему малышу уже целых пять дней, посоветуйте, когда нам начинать его воспитывать?Мудрец ответил:

— Вы опоздали на девять месяцев и пять дней!

Продолжение рода – одна из важнейших задач человечества. Народы, которые смогли создать действенные системы воспитания, в том числе дородового, процветали в древности и продолжают процветать сегодня.

В древности основное внимание уделяли погружению будущей матери в мир прекрасного, позднее — правильному питанию беременной.

В начале 20 века был выявлен интересный факт, который перевернул представления ученых о сущности дородового воспитания и привел к возникновению целой науки – пренатальной педагогики.

Дело в том, что в мозгу новорождённых было обнаружено много атрофированных нейронов. Ученые предположили, что это происходит во время внутриутробного развития из-за их невостребованности, то есть ребенок теряет часть своего интеллекта еще до рождения.

В результате дальнейших исследований и экспериментов к концу 70-х – началу 80-х гг. в Европе и Америке утвердились идеи раннего дородового развития ребенка и сформировались пренатальная педагогика и пренатальная психология. Не обошлось и без перегибов.

Будущие мамы и папы излишне активно включились в процесс дородового воспитания. Дошло до того, что среди беременных было модно один день в неделю отказываться от еды (а некоторые не ели и по три дня подряд), чтобы ребенок начинал активно двигаться и просить пищу.

Увлечение подобными физическими тренировками плода для многих закончилось кесаревым сечением.

В Россию пренатальная педагогика пришла с перестройкой, в середине 90-х годов 20 века широко распространилась методика М. Лазарева, направленная на обучение будущей мамы основам общения с еще не родившимся ребенком.

«Процесс получения плодом звуковой информации должен сопровождаться развитием других функций, прежде всего двигательной. Информация, полученная им, не просто запоминается нейронами, как это происходит после рождения.

Она в прямом смысле слова лепит сами нейронные клетки. Отсюда ещё одно важное положение: пренатальный опыт плода становится основой его личности, на которую должно опираться всё последующее образование» (М. Лазарев).

Пренатальная педагогика – мода или необходимость?

Пренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом.

Все чаще в книгах и учебниках пишут не «плод», а «внутриутробный ребенок». Еще до рождения ребенок слышит, различает голоса, чувствует ритм и музыку. Еще до рождения начинается формирование личности ребенка, его эмоциональное, интеллектуальное, психическое развитие, и именно пренатальный опыт в будущем станет основой личности человека.

Все это означает, что пренатальная педагогика – это объективная реальность, а не просто очередное модное увлечение, и будущим родителям необходимо ее принять. Есть официальная статистика, подтверждающая эффективность методов пренатальной педагогики, их позитивное влияние на общее психофизиологическое развитие детей и их здоровье.

Простые и доступные методы пренатальной педагогики

Методы пренатальной педагогики – это особые методы и средства самого раннего воздействия на ребенка с целью его развития. В сущности, многие из методов пренатальной педагогики — это простые и доступные действия, которые любящие родители выполняют инстинктивно.

1. Первый и самый важный метод — физический контакт с ребенком. Это и поглаживания живота, и нежные прикосновения мамы или папы. Любой ребенок ждет этих минут, реагирует на приятные тактильные ощущения, отвечает движениями.

Хорошо начинать и заканчивать день с помощью физического контакта с ребенком, этот ритуал позволит укрепить эмоциональную связь с крохой, успокоит его.

Вы, наверное, обращали внимание, что многие будущие мамы часто кладут одну или обе руки на живот – так они поддерживают постоянную связь с ребенком.

2. Физический контакт нужно совмещать с речевым воздействием. Говорите с ребенком, рассказывайте, что видите вокруг, что делаете, как Вы его ждете и любите, какой он родится умный, красивый, здоровый и т.д.

После рождения дети узнают голоса родителей и тех, с кем часто общалась мама во время беременности. Песни, которые Вы будете петь еще не родившемуся крохе, сказки, которые будете читать, ребенок узнает после рождения.

Именно они станут самыми любимыми, помогут успокоить малыша.

3. Музыкальное воспитание ребенка начинается в утробе матери. Моцарт, Вивальди, Шопен и др. «солнечные» классики необычайно благотворно влияют на развитие детей. Существуют и специальные музыкальные сборники для беременных, построенные на принципах пренатальной педагогики, обратите на них внимание. Например, сборник «Музыка рождения» М. Лазарева.

4. Умственные упражнения и творческие занятия будущей мамы (рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рукоделие и т.д.) вовлекают ребенка в процесс познания окружающего мира.

Живите полной жизнью, ходите на концерты и выставки, посещайте музеи, позвольте себе небольшие путешествия и экскурсии.

Ваши впечатления станут мощным импульсом для развития ребенка, создадут благоприятный эмоциональный фон.

Источник: http://merypoppins.com/prenatalnaj-pedagogika-i-dorodovoe-vospitanie/

Воспитание до рождения: пренатальное развитие ребенка

Пренатальное воспитание

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша. 

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»? 

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом. 

На данный момент уже достаточно изучено внутриутробное развитие малыша по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику. 

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики.

Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса.

В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности. 

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

К 6-му месяцу внутриутробной жизни ребенок способен чувствовать вкус, слышать, видеть и осязать. Он реагирует на ваши прикосновения через стенку живота.

К 9-му месяцу у малыша разовьется обоняние. Он будет распознавать запахи. 

Итак, мы узнали о внутриутробном развитии органов чувств плода. Именно на основании этих знаний и строятся различные теории дородового общения с крохой. 

История пренатального воспитания 

В конце 70-х годов XX века появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — пренатальное, или дородовое, развитие и воспитание. Была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода. 

Калифорнийский акушер Ван де Кар разработал методы работы с беременной женщиной и плодом. Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость.

Беременная похлопывала живот, нажимала на него и произносила повторяющиеся, односложные слова. Эти специальные упражнения выполнялись ежедневно по 15—20 минут.

Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода. 

Американский специалист по дородовой подготовке Брент Логан в 80-е годы занимался изучением звукового воздействия на плод. Беременные прослушивали определенный набор кассет с записями музыкальных произведений и с записями сердечного ритма, который имел разный характер (высота и частота звука изменялись). Таким образом стимулировалось психическое развитие ребенка. 

К концу 80-х годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм. 

Но еще раньше во Франции существовал так называемый «поющий» родильный дом Мишеля Одена. Там проводились занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери.

Считалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных детей.

Мишель Оден обратил внимание, что если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. 

В это же время (в 80-е годы) в Москве, Тамбове, Набережных Челнах и некоторых других городах был апробирован метод профессора Лазарева «Сонатал» (в переводе с латыни сонас — «звучащий», натус — «рожденный»).

Суть его в том, что в пренатальный период (до рождения) можно воздействовать на двигательное, эмоциональное и дыхательное состояние плода и даже управлять их развитием. «Сонатал» — метод музыкального стимулирования развития плода и новорожденного.

По этой методике мама общается с еще не родившимся малышом с помощью специальных вокально-речевых упражнений. 

Пренатальное развитие: колыбельная для… живота 

Учеными замечено, что дети еще в утробе матери по-разному реагируют на различную музыку. Они любят структурированные мелодии, например Вивальди, Моцарт, народную музыку, детские песни и не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Очень хорошо, если вы будете сами петь еще не родившемуся ребенку.

Вспомните колыбельные и детские песенки, которые, может быть, пели вам в детстве! Замечено, что малыша можно приучать к ритуалу ночного засыпания. Для этого мама должна регулярно соблюдать определенную последовательность действий, например: ужин, душ, колыбельная.

Есть некоторая вероятность, что такой ритуал, знакомый малышу с внутриутробной жизни, поможет ему в дальнейшем успокоиться и заснуть.

 

Кто-то из будущих мам относится к общению с ребенком скептически, полагая, что достоверно узнать, что чувствует малыш в утробе матери, нельзя. А кто-то старается каждый день говорить с крохой, научиться его понимать. Кто прав? Ответ на этот вопрос можете дать себе только вы сами. 

При изменении психоэмоционального состояния беременной в ее кровь выбрасываются те или иные вещества. А поскольку ребенок и мать одно целое, то любой ее негатив тут же отражается на его психическом и физическом состоянии.

Именно поэтому для стабилизации эмоционального состояния беременных очень во многих центрах по подготовке к родам и осознанному родительству им предлагают заниматься творчеством. Это занятия танцами, пением, арт-терапия (рисование). Считается, что во время таких занятий происходит общение с малышом. С этим невозможно не согласиться.

Через песни, рисунки или поделки будущие мамы учатся выражать свою любовь к малышу еще до его рождения. А эти навыки явно не окажутся лишними и тогда, когда кроха родится. Тем более что практически каждая беременная женщина переживает период повышенной эмоциональности.

Перенося свои эмоции на бумагу, можно избавиться от тревог и волнений за ребенка. Занятия творчеством помогают избавиться от негативных эмоций, осознать происходящие перемены. 

Не стоит забывать, что у папы тоже есть шанс познакомиться с ребенком еще до его рождения. Малыш слышит папин голос, воспринимает эмоции, которыми сопровождается общение родителей.

Будущие папы! Помните, что, заботясь о своей жене и малыше, общаясь с ним, вы как бы даете ему сигнал: «Здесь хорошо, мы ждем тебя и рады тебе». Интерес к миру можно закладывать уже сейчас. Тогда, повзрослев, малыш сам захочет познавать мир, вы заложите в нем любовь к жизни.

Замечено, что отцы, которые достаточно часто общались с ребенком во время беременности, и после рождения лучше понимают своего малыша и легко налаживают с ним контакт. 

Как общение с будущим ребенком происходило в Древнем Китае и Японии? 

В некоторых странах Востока (например, в Древнем Китае и в Корее) издавна считалось, что в день рождения ребенку уже исполняется девять месяцев, то есть возраст человека исчисляется со дня зачатия, а не рождения. Еще более 1500 лет назад в Китае практиковали дородовое воздействие на ребенка. Женщины, ожидающие малыша, ежедневно пели для него нескольких часов: считалось, что это благоприятно отразится на характере ребенка.

А в Японии будущие мамы жили в специальных общинах, расположенных в красивой местности. Специально обученные женщины занимались там эстетическим и музыкальным образованием матери и ее будущего ребенка.

В некоторых странах Африки с давних пор и по сей день практикуются специальные танцы и ритмические движения для беременных. 

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения 

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир.

Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, — не обязательно словами, можно и через образы, мысли.

Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни. 

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках — это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения.

Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности).

Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной! 

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием.

Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным.

Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий. 

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/psihologia/2861/vospitanie-do-rozhdeniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.