Вера детей в Бога

Как и когда рассказать и объяснить детям о Боге в православии

Вера детей в Бога

Человек может прийти к Богу в любом возрасте и самыми разными путями. Кто-то открывает Его для себя еще в раннем детстве и несет благодать с ранних лет; другой человек может прожить всю жизнь, совершить множество грехов, опуститься на самое дно и лишь там понять, что без Бога он ничто и никто.

Пути у каждого свои, но вполне естественно для верующих людей пытаться донести до своих детей как можно раньше суть православной веры. Каждый родитель надеется, что своим примером и своей верой сможет уберечь ребенка от множества ошибок в жизни. Так как же рассказать ребенку о Боге? В каком возрасте лучше это делать и как сохранить интерес к вере на всю жизнь?

Когда надо начинать христианское воспитание детей

Среди современных родителей часто можно услышать мнение, что совсем маленьких малышей не нужно приносить в храм и вообще приобщать к вере, поскольку они еще ничего не понимают. Это глубоко ошибочное мнение, из-за которого можно потерять самое благоприятное время, когда ребенок более всего податлив для закладывания основ религии.

Христианское воспитание детей

Православие учит тому, что еще в утробе матери ребенок чувствует духовное влияние.

Если будущая мама молится, ходит в храм, регулярно участвует в Таинствах церкви, то и ребенок в ее животе еще до своего рождения воспринимает духовные дары.

Таким детям будет проще взрослеть, проще познать Бога во взрослой жизни, ведь они еще до своего рождения «знакомились» с Ним.

Совсем маленьких деток нужно стараться как можно чаще приносить в храм, причащать, давать им по капельке святой воды. Чистая душа ребенка будет впитывать благодать Божью, возрастать в ней. Такой ребенок будет с самого детства расти в вере, и когда настанет срок сделать собственный выбор, человеку будет намного проще не сойти с христианского пути.

Уже в возрасте 3-4 лет ребенок готов сознательно воспринимать основы религии. Можно в доступной форме рассказывать ребенку о Творце, о небесных силах, о святых. Есть специальные детские пособия, мультфильмы, книги, которые значительно облегчают этот процесс для родителей. Существует также Библия для детей — книга, которую должны приобрести каждые родители.

О христианском воспитании детей:

Не стоит забывать, что дети в возрасте до 7 лет могут приступать к Таинству причастия в храме без специальной подготовки. Маленького ребенка можно утром покормить, перед причастием не нужна исповедь.

Поэтому очень важно в этом возрасте приводить малыша в храм как можно чаще, чтобы он сроднился с ним, привык постоянно там бывать.

Тогда и после 7 лет, когда причастие будет требовать уже некоторых усилий в подготовке, детям будет проще.

Важно! Нет такого возраста, когда дети еще не доросли до Бога. С самого рождения и до конца жизни человек нуждается в духовной пище, которую дает нам вера в Господа.

Сложнее всего родительскому влиянию подвергаются подростки, и религиозное воспитание не будет исключением. В переходном возрасте личность уже достаточно сформирована, появляются свои цели, взгляды, мнения.

Этот возраст часто характеризуется бунтом, отторжением авторитетов, эгоцентризмом.

Конечно же, если в такой период родители впервые начинают говорить сыну или дочери о Боге, маловероятно, что они получат отклик. Особенно если вера пропагандируется слишком настойчиво или даже агрессивно. Эффект будет только обратный.

Как и любое воспитание, духовное влияние оказать тем проще, чем ребенок младше. Маленькие дети податливы, восприимчивы ко всему новому, доверчивы. Это благодатная почва для того, чтоб посеять в них зерно веры. И если в детстве время не было упущено зря, то рано или поздно станут видны плоды.

Библия для детей

Главные факторы христианского воспитания

Для того чтобы привить малышу христианское мировоззрение, нужно четко понимать основные моменты религиозного воспитания, а именно можно выделить следующие:

  • искренность;
  • последовательность;
  • реальность;
  • личный пример;
  • молитва.

Дети любого возраста отлично чувствуют ложь, поэтому совершенно бессмысленно говорить о Боге, если самому в него не верить.

Наверняка мы и сами можем вспомнить примеры взрослых людей, которые пытались внешне выглядеть благопристойно и духовно, хотя в них явно читалось полное внутреннее отсутствие веры.

Какие чувства вызывают такие люди? Неприязнь, нежелание слушать, отторжение. Так же и дети — они обязательно увидят неискренность взрослого и не будут воспринимать сказанное.

Последовательность религиозного воспитания предполагает постоянство определенных норм и правил жизни семьи. Если в верующей семье принято соблюдать посты, то они должны соблюдаться постоянно согласно календарю, а не по желанию, когда кому захочется. Если принято по воскресеньям и праздничным дням ходить в храм на службу — то без веской причины не стоит пропускать богослужений.

Малыш должен расти в такой среде, где христианские правила являются нормой, неотъемлемой частью жизни.

Важный момент, о котором забывают многие — реальность Бога.

Как бы это ни показалось странным, но многие люди, которые считают себя верующими христианами, часто забывают, что Господь абсолютно реален. Происходит некое разделение жизни повседневной и жизни духовной.

Бог остается, в лучшем случае, на воскресный день или вечернюю молитву, а текущие бытовые дела выполняются без Его участия.

Очень важно дать понять ребенку, что Бог с нами всегда, в каждый момент нашей жизни. Что бы мы ни делали, чем бы ни занимались — Господь с нами, он нас не оставляет.

Это важнейшее правило духовной жизни очень помогает и взрослым, и детям, выстраивать жизнь согласно духовным законам.

Малыш, который знает, что на него смотрит Боженька, будет больше стремиться к послушанию, остерегаться плохих поступков.

Ну и, конечно же, как говорят святые отцы — вера без дел мертва. Можно сколько угодно много говорить с детьми о Боге, но если при этом не делать ничего, слова будут пусты. Дети воспринимают мир чувственно, через эмоции и переживания, поэтому очень важно им давать положительные эмоции, связанные с верой.

Дети в храме

На практике это может проявляться в том, что поход в храм заканчивается веселой прогулкой или небольшим подарком. Вечерняя молитва плавно переходит в объятия и чтение перед сном. Если после молитвы или богослужения мама и папа радостные, полны любви, излучают тепло — дети будут ассоциировать эти положительные переживания с верой.

Если же, напротив, поход в храм превращается в пытку для ребенка, которого постоянно одергивают и требуют стоять на месте, не шуметь, да еще и наказывают за неподобающее поведение — захочет ли малыш после этого ходить в церковь? Какой пример в таком случае подают родители? Они всем своим видом показывают недовольство ребенком, вместо любви к нему выражают только лишь раздражение и негодование. Это и есть отрицательный личный пример, который только оттолкнет малыша дальше от Бога.

Молитвы о детях:

Важно! Именно личный пример родителей, которые имею живую, действенную веру в Бога, является самым сильным инструментом христианского воспитания.

Как говорят многие старцы, воспитание детей надо всегда начинать с родителей.

Как можно требовать от ребенка веры в Господа, если родители сами ее не имеют? До какого-то возраста возможно добиться условного послушания в угоду маме и папе. Но, не имея твердого духовного основания, такое воспитание не даст должного плода. По мере взросления ребенок почувствует пустоту родительских слов, и наверняка отвернется от Бога и уйдет из храма.

Именно поэтому в наших церквах так мало подростков — они часто ищут свой путь в других местах, потому что с раннего детства не впитали веру.

Но, как бы там ни было, унывать никогда не стоит. И даже если родители поздно опомнились, или же сами открыли для себя веру в зрелом возрасте, когда их дети уже подросли — Господь всегда дает шанс исправить свою жизнь.

И у человека есть очень мощный инструмент для этого — молитва. Православие свидетельствует, что родительская молитва поистине способна творить чудеса.

И даже если многое было упущено в раннем воспитании, нужно усиленно молиться о своем чаде ко Господу, и Он обязательно даст силы и способы наверстать упущенное.

Практические советы по христианскому воспитанию детей

Современное поколение верующих родителей — это, как правило, те люди, которые сознательно пришли к вере в зрелом возрасте. Длительный безбожный период привел к тому, что мало кто из нынешнего поколения имел возможность вырасти в христианских церковных семьях. К сожалению, традиция прервалась, и приходится практически с нуля возрождать христианство в отдельно взятой семье.

Для того, чтобы правильно начать с детьми разговор о Боге, нужно это делать только тогда, когда малыш готов вас слушать. Если он хочет в этот момент играть или смотреть мультфильм, то лучше дождаться более подходящего момента.

Важно! Самая главная задача христианского воспитания — привести ребенка к Богу. Но окончательное решение все равно всегда остается за ребенком, он сам должен выстроить свои личные отношения с Творцом.

Именно поэтому нужно крайне аккуратно подходить к принуждению в духовной жизни.

С одной стороны, малыш еще не обладает достаточной силой воли, чтобы жить духовной жизнью, и его нужно подталкивать. С другой стороны — чрезмерное понуждение рано или поздно приведет к отторжению и нежеланию общаться на религиозные темы.

Поэтому задача родителей — найти золотую середину и мягко направить сына или дочь на путь к Господу.

Поскольку для детей очень важно общение со сверстниками, хорошо, когда есть верующие друзья или круг общения. Можно записать ребенка в православную гимназию, или воскресную школу при храме. В такой среде мальчик или девочка из верующей семьи не будет чувствовать себя изгоем, а будет находиться среди «своих».

Детская воскресная школа при храме

Родители всегда с готовностью должны отвечать на вопросы ребенка о Боге. Но ответы не должны быть слишком сложные, а должны соответствовать возрасту сына или дочери. С большим интересом дети слушают на ночь истории о жизни святых подвижников — такое чтение вполне способно заменить вечернюю сказку и дать ответы на многие духовные вопросы.

Говорить с детьми о Боге желательно в позитивном ключе, особенно в маленьком возрасте. Не стоит пугать малыша всеми небесными карами за непослушание, поскольку в таком случае Господь превращается в страшного карателя. Ребенок, возможно, и воздержится лишний раз от шалости, но любить Бога не начтет, а будет только лишь бояться его.

Со временем, когда дети немного подрастают, им полезно рассказать и о страхе Божьем, как начале премудрости.

Только этот страх — это не опасение обязательного наказания за непослушание, а страх того, что своими плохими поступками мы сами себя отдаляем от Господа и потом страдаем.

Такие вещи непросто понять совсем маленькому малышу, поэтому лучше отложить такой разговор на более сознательный возраст.

Поскольку семья является единым духовным организмом, невозможно воспитывать детей, не возрастая самостоятельно. Нет ничего страшного в том, что дочь или сын будут видеть родительское несовершенство в духовных вопросах. Если родители при этом будут искренне стремиться к Богу, то и дети рано или поздно обязательно пойдут за ними.

-интервью с протоиреем Андреем Ткачёвым: как говорить детям о Боге

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/besedy-s-rebenkom-o-boge.html

Детская вера: нам есть чему учиться у детей

Вера детей в Бога

Мы привыкли, что дети как будто существуют только для того, чтобы их воспитывать и учить, чтобы они слушались старших и во всем им подражали. Но есть вещи, которым и взрослым не мешало бы поучиться у самых младших — у младенцев. Это детская вера, например. Об этом мы и поговорим.

Ближе к Богу

Безусловно, не все из нас пришли (если все-таки пришли) к Богу осознанно и бесповоротно, еще в детстве. Однако неоспоримый факт: нежный возраст наиболее располагает к таким открытиям, что мы все — дети Отца Небесного, а уже потом — своих родителей. С чем это связано?

Во-первых, душа ребенка более чистая и открытая. И уже поэтому она находится ближе к Богу, как нечто Ему сродное. По выражению писательницы Марии Романушко, младенец — это пришелец из вечности. Горний мир открыт для него так же, как научная книга для ученого, поэтому читать по ней он может легко, часто без посторонней помощи.

Во-вторых, дети наш мир воспринимают как тайну, а чудо — как что-то естественное, не нарушающее законы этого мира, его тайны. Другими словами, у них есть тот же восторг и удивлением перед миром как творением Божьим, что и у святых. Вернее, эту святость можно рассматривать как возвращение в состояние духовной чистоты, присущее детям.

В-третьих, детская вера живая и свободная, интуитивная. Она не идеологизирована, словно у взрослых, и «не зашорена». В этом, может быть, и главное ее преимущество и сокровище.

Четвертым же превосходством можно назвать, пожалуй, абсолютное доверие к Богу у детей. Если взрослый человек, к примеру, со временем утрачивает свои доверительные отношения с Творцом, считает, что многое он мог бы сделать сам, без Божией помощи, то у ребенка все не так. Он знает, что без Бога, как и без родителей, он пропадет. Вот почему, наверно, детская молитва и бывает всегда услышана.

Что значит «будьте как дети»?

В Евангелии мы слышим такие слова-призыв: Будьте как дети!. Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Эти слова тоже следует понимать правильно, чтобы дать правильное православное воспитание.

Господь вовсе не призывает нас внешне копировать поведение своих чад, не говорит об инфантилизме. Последнее даже является отклонением от нормального психологического развития личности, несоответствием поведения своему возрасту.

При инфантилизме человек как бы «впадает в детство», не желает нести ответственность за свои поступки, прикрываясь наивностью и неприспособленностью к жизни. С православной позиции все это осуждается как малодушие и безответственность.

Напротив, апостол Павел вот о чем говорит:

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. (1 Кор.

4:20)

Это значит, что учиться нужно именно простоте детской веры, неопытными быть только на все злое, поврежденное грехом: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10:16).

Подражать детям можно в беззлобии, незлопамятности, прямоте. Они не умеют лицемерить и человекоугодничать, как мы, и еще очень много чего плохого делать не умеют — не научились.

Однако если взрослый человек достигнет такой чистоты духовной, как у ребенка, он окажется выше младенца, поскольку то, что последнему дано без труда и усилий, взрослый обретет, пройдя много испытаний. И только с такой верой можно достигнуть Царствия Небесного, иного пути нет: Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. (Лк. 18:16).

Как приобщить чадо к храму?

Традиционно процесс воцерковления ребенка соотносят с тем моментом, когда дети и родители вместе начинают ходить в храм на богослужения.

Но само представление о храме и, конечно, религиозное мировоззрение должно начинаться с дома, с семьи.

Если соответствующей атмосферы взаимопонимания и любви чадо не найдет здесь, то и с православным воспитанием тоже можно не торопиться. Иначе все это выльется только во внешнюю форму благочестия, заимствованную у родителей.

Если же дома будет царить нормальная христианская атмосфера, то и проблем с походом в храм не должно возникнуть. Ребенку просто будет интересно быть там, где и его родители. По своему же устройству храм изначально особенно привлекателен для детей. С юмором писал об этом богослов Александр Шмеман:

Я могу долго объяснять вам, почему в нашем храме это так, а это — вот так. Я могу часами разъяснять вам смысл каждой детали нашего облачения, смысл каждого литургического жеста и слова.

Но я скажу кратко: детям это нравится!

Примечательно, что и Спаситель также сказал: Не запрещайте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10:14). То есть именно «не запрещайте», а не «заставляйте».

Душа ребенка изначально стремится сюда, она чувствует здесь себя как бы в своей стихии. Но, однако, надо понимать, что молиться, да и просто стоять на одном месте долго и внимательно малыш не будет.

Поэтому опытные священники советуют брать детей в храм лишь на столько времени, сколько они могут спокойно выдержать, никого не отвлекая от службы.

Это тоже часть православного воспитания: ведь тогда и у дитя по отношению к церкви и богослужению не выработается какой-то отрицательный рефлекс.

Если же поход в храм всегда будет ассоциироваться у него с радостью и праздником, то это поможет избежать многих проблем и в будущем.

И еще один очень важный момент: родителям категорически не рекомендуется далеко отпускать от себя своих чад. Дети и родители должны стоять вместе, чтобы не отвлекать других молящихся.

Если же сами мамы сильно огорчаются из-за того, что не могут по этой причине подольше задержаться на службе, то вот, что отвечал на это святой Алексий Мечев: Твой ребенок — это твой Киев и твой Иерусалим.

Вот твое место молитвы и твое место Богослужения — твой ребенок.

Разговор о вере

Как же родителям следует говорить со своими чадами о вере? Очень аккуратно и ненавязчиво.

Важно понимать, что от правильного православного воспитания зависит, возможно, вся последующая жизнь самого дорогого вам человека.

При этом нужно понимать, что опытно дети знают о Боге больше, чем взрослые, в этом смысле их вера более реалистична, чем наша. Сами разговоры о ней, особенно если они ведутся неумело, могут очень сильно навредить.

Поскольку дети — народ весьма любознательный, то лучше всего дождаться, когда младенец сам о чем-нибудь вас спросит, а спросит непременно. Правильными ответами на детские вопросы проще всего будет сформировать православное мировоззрение младенца. А вот насильно навязывать свои взгляды и убеждения не стоит, это может только сильно навредить и оттолкнуть ребенка от Бога.

Детская молитва и молитва о чадах

Что касается домашней молитвы, то к ней можно применить то же правило, что и к церковной — главное, определить меру. Детская вера простая и непосредственная. Возможно, иногда достаточно просто научить ребенка не забывать, что он всегда находится в присутствии Бога, научить его, в первую очередь, благодарить Господа за все.

К молитвам, очевидно, нужно прибегать самым простым и понятным, не обременять чадо большим молитвенным правилом. Конечно, если вся семья совместно молится, то и ребенок рано или поздно захочет в этом принять участие, если его не заставлять. Сами родители, безусловно, тоже должны молиться за детей — это очень действенный «инструмент».

Однако не всегда все нужно перекладывать на волю Божию, необходимо и непосредственное родительское вмешательство в процесс православного воспитания. Мамы и папы сами должны почувствовать: в каких случаях должны действовать они, а в каких лучше предоставить это дело Богу.

Главное — не навредить

В качестве заключения можно сказать одно: взрослым есть чему учить, и есть чему учиться у своих чад. В этом смысле дети и родители воистину являются неразделимыми частями Тела Христова, которые не могут обойтись друг без друга.

В вопросе же детской веры старшим следует быть весьма осторожными, чтобы не расхитить уже заложенное в младенческой душе сокровище.

Наверное, важнее в этом деле сохранить и, по возможности, дать расцвести этому богатству, чем насадить что-то свое, формальное, внешнее, догматизированное, сухое.

О возможных конфликтах на религиозной почве между родителями и детьми читайте в статье «Конфликт поколений: когда родители неверующие».

Также о православном воспитании в семье вам расскажет видео:

Источник: http://megapoisk.com/detskaja-vera-kak-ee-sohranit-i-ne-rashitit

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.